Дистанционное обучение

Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Министерство образования Тульской области информирует, что на сайте Минпросвещения России создан новый раздел, в котором на регулярной основе публикуется актуальная информация по дистанционному обучению – www.edu.gov.ru/distance.
Решения по повышению эффективности учебного процесса в онлайн-формате и возможностях дистанционного образования:
Экстренная поддержка обучения российских школьников «Школьной цифровой платформой Сбербанка»
https://vbudushee.ru/about/news/perezhit-karantin-razvivaem-navyki-xxi-veka-u-detey-i-uchimsya-sami
Возможности образовательных сервисов Яндекса для организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий
https://yandex.ru/company/press_releases/2020/2020-03-17
Система дистанционного обучения «1С: Образование» с цифровой библиотекой электронных образовательных ресурсов для школ
http://obrazovanie.1c.ru/2020
Как помочь школам, колледжам и вузам перейти на онлайн-обучение английскому языку: кейс Skyeng Education System
https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/03/17/skyeng-otkrivaet-besplatnii-dostup-k-svoemu-servi...
Механики использования дистанционного образования для обеспечения непрерывности образовательной траектории
https://help.foxford.ru
Организация дистанционного обучения с помощью Учи.ру
https://lp.uchi.ru/tpost/4bo3ydvn1e-uchiru-predostavlyaet-besplatnii-dostup
Бесплатное дистанционное обучение школьников РФ программированию и цифровым навыкам со 2 по 9 класс в период карантина
https://free.algoritmika.org

Информация о ресурсах дистанционного обучения
Российские школы, перешедшие на дистанционный формат обучения, уже используют различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, учителя, родителя бесплатно.
Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту. Список данных ресурсов непрерывно растёт.
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.
«Московская электронная школа» – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда московских школ. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений.
Доступен и отдельный телеканал Мособртв – первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира.
Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования.
Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта. Ресурсом уже воспользовались более 1,5 миллиона школьников. В числе возможностей «ЯндексУчебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.
Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс». Сервис довольно прост в использовании: учитель задаёт школьнику проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание педагога; если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. На сервисе зарегистрированы 2,5 миллиона школьников и 500 тыс. учителей.
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс. Платформой пользуются 220 тыс. учителей и 3,6 миллиона школьников.
Выстроить эффективно дистанционно учебный процесс возможно с помощью Платформы новой школы, созданной Сбербанком. Цель программы – формирование персонифицированной образовательной траектории в школе, создание для каждого ребёнка возможностей для успешной учёбы.
Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, предоставляет издательство «Просвещение». Доступ будет распространяться как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету.
Для предоставления открытого бесплатного доступа к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам создана система «Маркетплейс образовательных услуг». В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. Платформа уже доступна в 13 регионах, её активно используют Астраханская, Новгородская, Нижегородская, Новосибирская, Челябинская, Калужская, Сахалинская, Тюменская, Калининградская, Кемеровская области, Алтайский и Пермский края, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Бесплатный доступ к своим ресурсам также открыли «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. С помощью этих ресурсов школьники 1-11-х классов смогут продолжить изучать общеобразовательные предметы и готовиться к выпускным экзаменам и олимпиадам. Занятия на платформах ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.
Учитывая популярность социальных сетей среди школьников, эффективным инструментом проведения дистанционных уроков для учителей может стать, например, социальная сеть «ВКонтакте». Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Онлайн-платформа «Мои достижения» расширяет доступ с Москвы на всю страну. Широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс по школьным предметам и различным тематикам. Материалы для подготовки к диагностикам от Московского центра качества образования.
Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум», где уже представлено более 72 школьных олимпиад.
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» позволяет школьникам не выходя из дома знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. Для формирования уроков, доступных на сайте проекта, используются образовательные программы в области цифровых технологий от таких компаний, как «Яндекс», Mail.ru, «Лаборатория Касперского», «Сбербанк», «1С». Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трёх возрастных групп – учащихся младшей, средней и старшей школы. Вместе с «Уроком цифры» школьники могут узнать о принципах искусственного интеллекта и машинном обучении, больших данных, правилах безопасного поведения в интернете и др.
Для поддержки школьников и педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение образовательный фонд «Талант и успех» запускает на платформе «Сириус.Онлайн» бесплатные общедоступные курсы. На платформе размещены дополнительные главы по геометрии для 7–9-х классов, по комбинаторике для 7-го классов, а также по лингвистике, фонетике и графике. В ближайшее время станут доступны дополнительные главы по физике для 8-го и 9-го классов, а также по информатике.
Курсы подготовлены руководителями и ведущими преподавателями образовательных программ Центра «Сириус» и предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. Объём каждого курса составляет от 60 до 120 часов. Ученики, которые успешно пройдут курсы, смогут получить сертификат от Образовательного центра «Сириус».

В МКОУ «Центр образования Акимо-Ильинский» разработаны и утверждены следующие локальные акты:
- приказ от 27.03.2020 № 11/ 1 -д «Об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на период действия режима повышенной готовности»;
- положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на период действия режима повышенной готовности (утверждено приказом директора от 27.03.2020 № 11/1 – д);
- положение о промежуточной аттестации обучающихся с примененим дистанционных технологий (утверждено приказом директора от 27.03.2020 № 11/1 – д);
- приказ от 06.04.2020 № 12-д «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции» ( с изменениями, утвержденными приказом от 13.04.2020 № 13-д).
С 6 апреля 2020 года до особого распоряжения школа перешла на обучение с помощью дистанционных технологий. Уроки организованы в двух видах: электронном и дистанционном.
Электронный урок. Педагог прикрепляет учебные материалы (ссылки на учебные презентации, видео и т.д.) в электронном дневнике в соответствии с действующим расписанием уроков в графе «Домашнее задание», а также в чатах классов в мессенджереWhatsAppи социальной сети ВКонтакте. Ежедневное выполнение задания является обязательным и подлежит оцениванию. Обучающиеся выполняют задания в свободном режиме. Учебные материалы доступны в любое время.
Дистанционный урок. Онлайн - урок, который ведет учитель по видеосвязи (Diskord) или с использованием мессенджера(WhatsApp) Дистанционные уроки проводятся, в основном, для обучающихся 9 класса (русский язык, математика). В ходе этих уроков учитель отвечает на вопросы обучающихся, дает рекомендации по выполнению заданий и т.д.
Отметки своевременно выставляются в электронном дневнике.
Сформировано расписание занятий в соответствии с учебным планом.
Организовано оперативное информирование родителей посредством родительского чата в мессенджереWhatsApp.
Выбор родителями формы дистанционного обучения подтвержден документально (собраны письменные заявления родителей).
В рабочие программы по предметам учебного плана внесены изменения в части форм обучения (работа на платформе РЭШ, электронная лекция, онлайн-консультация и пр.), а также с целью акцента на освоение нового учебного материала.
В КТП сжатие тем пока не проведено (с учётом того, что нет ясности по дальнейшему течению учебного года и дате его окончания). Сделан акцент на освоение нового учебного материала за счёт сокращения часов, выделенных на повторение в конце года.
Педагогам рекомендовано использовать для занятий электронные образовательные платформы, обозначенные в рекомендациях, размещенных на портале Электронная образовательная среда Тульской области. В результате анализа и апробаций выбраны «Российская электронная школа» (все классы и все предметы учебного плана) и Якласс (математика, 5-6; алгебра и геометрия (7-9).
Педагогические работники создают доступные для всех обучающихся задания. Рекомендовано не выставлять отметку «2»; связываться оперативно с каждым ребенком по сотовой связи, а также голосовыми и видео сообщениями в мессенджерах и консультировать детей.
Педагогам, детям и родителям даны рекомендации по минимизации обращения к цифровым образовательным сервисам. Рекомендовано включать работу с учебником, выполнение заданий в тетрадях с последующей пересылкой фото работ для проверки. Использовать звуковую и видеозапись объяснений педагогов и ответов детей. Не ограничивать время для выполнения учащимися домашних заданий, особенно если эти задания требуют обращения к цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в онлайн-режиме.
Вход на учебные платформы бывает затруднен, поэтому педагоги отправляют обучающимся ссылки на рекомендуемые уроки. Для этого используются мессенджеры (WhatsApp, ВКонтакте). Для удобства передачи информации созданы группы, модераторами которых являются педагоги. Форма группы: педагог - преподаваемые им предметы – класс. Например, Миронова Т.Е. – русский язык и литература – 7 класс. Группы также используются для объяснений и ответов на вопросы детей посредством голосовых сообщений, пересылки видефайлов и фото выполненных работ.
Более широкому внедрению образовательных платформ мешают проблемы с интернетом. В селе Ильинка интернет проведен только по ул. Центральной (не полностью). Ул. Набережная не охвачена. В основном, используются модемы сотовых операторов. Связь нестабильна, особенно в низинах. Поэтому главным техническим средством становятся смартфоны и планшеты. Практически у всех детей они есть. В трех семьях – по одному на двух (трех) обучающихся. Еще два ребенка используют аккаунты родителей. У одного ребенка из 5 класса, проживающего в деревне Дубовка, только сотовая связь – телефон. Задания и материалы ему передаются в распечатанном виде, выполненные работы передаются на проверку учителям (два раза в неделю нарочно - заезжает учитель). В течение учебного дня каждый педагог в соответствии с расписанием уроков звонит ребенку для решения возникающих у него вопросов. Сейчас решается вопрос приобретения для этого ребенка планшета.
В целом, небольшая наполняемость классов позволяет педагогам успешно контактировать с каждым ребенком индивидуально.